Культурно-гигиенические навыки - важная составная
часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица,
тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих
правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно
касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не
умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в
работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает
широкий круг задач:
• Развивать культурно-гигиенические навыки,
формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Формировать привычку следить за своим внешним
видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться
после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формировать навыки поведения за столом:
пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с
закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать начальные представления о ценности здоровья,
о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье –
это неразделимые понятия.
• Формировать потребность в соблюдении навыков
гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков
личной гигиены дома.
Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения
и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате
должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из
которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на
вешалке над каждым полотенцем — картинка в младшем возрасте и геометрическая
фигура в среднем возрасте. Это повышает
интерес детей к умыванию и закреплению знаний геометрических фигур.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в
одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и
привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде,
непосредственно образовательной деятельности, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под
руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена
полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Спасибо за консультацию!
ОтветитьУдалить