Добрый день!
В настоящее время очень много детей с нарушением речи. Это связано не только с проговариванием отдельных звуков и не правильное произношение слов, построения предложений. В своей работе мы стараемся помочь детям, проводя речевые гимнастики и упражнения. Вот несколько речевых упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.
Развитие подвижности языка и мимических мышц.
1. «Осанка».
Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).
2. «Хоботок».
Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).
3. «Болтушка».
Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 - 3 раза быстро).
4. «Ступеньки».
Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).
Большое значение имеют упражнения на дыхание.
Упражнения на постановку дыхания.
1. Чередование вдоха и выдоха.
■ вдох через нос - выдох через рот
■ краткий вдох - глубокий замедленный выдох
■ медленный вдох - резкий выдох
■ медленный вдох - выдох струёй
■ медленный вдох - выдох двумя порциями
■ медленный вдох - выдох ровными порциями
2. «Свеча».
Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно
использовать полоску бумаги).
3. «Погаси свечу».
Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу - фу - фу!»
4. «Надоедливый комар».
Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:
«раз» - вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;
«два» - медленно выдыхаем и соединяем ладони - «з - з - з»;
«три» - хлопок.
5. «Раздуй пламя костра».
6. «Сдуй пушинку».
7. «Опасность».
Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.
8. Имитация звуков: шум ветра (ш - ш - ш), рычание (р — р — р), писк комара (з - з - з), шипение колеса (с - с - с).
9. «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А - а, а -А - а).
10. «Игра с ребёнком».
Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О .
Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:
■ вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;
■ добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):
■ глубокий вдох - на счёт до 10, медленный выдох;
■ медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками.
Вот такие упражнения проходят в нашей группе:
Если бы в моем детстве были такие педагоги!
ОтветитьУдалитьСказка! Дети актеры!
ОтветитьУдалить